Наталия Черных

таран-ноябрь2014

Золото и серебро

Где ты, что – посиди со мною.
Я спою волною морскою,
не под войлоком горе скрою,
унесу не тучному рою –
погребу, схороню, оплáчу.

Я не стопы тебе омою,
не хлебов принесу сумою,
не дурную судьбу растрачу:
ни креста, ни воли не надо.

Здесь, в земном преддверии ада,
крест на смех, крестованье – ложь.

Только и любви, что несёшь,
только и добра, что Ребро.

Золото в крови, серебро.

Черных Наталья Борисовна,

1969 Озёрск – с 1987 Москва.

Поэт, автор нескольких книг стихов и эссеистики. Произведения публикуются в журналах «Новый мир», «Волга» и др. Куратор интернет-проекта, посвящённого современной поэзии «На Середине Мира» (около 200 имён; проект пополняется).

Первая публикация (стихи) – «Русская мысль», Париж, сентябрь 1993 г.. С того времени – проза, поэзия, эссеистика: «Вавилон», «Кольцо А», «Новый Мир», «Знамя», «Волга», «НЛО», газета «Первое Сентября», «Забриски райдер» (журнал, посвящённый рок-музыке), «Фома», «Гвидеон», «Европейская словесность» (2012, Кёльн) и др. и др.

Стихи переведены на английский. 2001 г – Первая Премия Филаретовского Конкурса Поэзии.

Авторские сборники: «Приют», 1996, «Виды на жительство» 1997, «Родительская суббота» 1999, «Третий голос», 2000, «Тихий праздник», 2001, «Из писем заложника», 2012 – изд-во «Арго-Риск». «Камена», 2007, «Похвала бессоннице», 2009 – «Русский Гулливер». Книги очерков «Уроки святости» и «Остров любви», ЭКСМО – 2013.

«…Есть поэты, время не выражающие, и вообще не выражающие ничего. Их творчество не выражает, а содержит: невроз, надежду, архетипический трепет, теплящуюся жизнь. Их трудно читать, о них неэффектно рассуждать, неактуально упоминать, непродуктивно
(в смысле скудости получающегося продукта) описывать.
Потому что аффектированная боль «визуабильнее» боли отпускающей, концептуализированный опыт «интеллигибельнее» данного нам в ощущениях. Со всем этим материалом мы (читатели, коллеги, критики) просто не знаем, что делать. Уже не только обывательское, но и профессиональное чувство самосохранения подсказывает отвести глаза в сторону.
Вот так и поступает современная русская литература с Наталией Черных. И в этом ее положении есть только одна утешительная сторона: когда стареющие «главные», наконец, зазеваются и новая (как всегда наглая) поэтическая генерация прорвется на литературное поле, квалифицируя все приметное на нем как хлам и мусор, у Черных, не запачканной успехом, чуть больше шансов избежать общего удела своих ровесников. (Впрочем, заранее ничего гарантировать нельзя.)»

Сергей Завьялов

«…Органическая поэзия, движимая глубокими внутренними побуждениями — не сочинительства, а письма как такового, собственно попытка запечатлеть мгновение, вот сейчас, так сказать, «догматически», в разнообразных смыслах этого понятия… Вообще с этим текстом хочется говорить, хочется вклиниваться собственным текстом …»

Сергей Бирюков

«…Перечислив все возможные эпитеты и признаки, — исчерпать речь, исчерпать её возможности и дойти до того предела, где слова умолкают, потому что их просто больше по этому поводу нет, — и вот тогда-то наступает вынужденная тишина с большой буквы, в которой говорят не наши человеческие слова, а Сам Бог в тишине произносит свое непостижимое слово».

Андрей Тавров