Журнал поэзии
«Плавучий мост»
№ 4(34)-2023

Поэзия и время

Внутри стиха

Мы часто говорим о том, что главным критерием настоящей поэзии, достойной публикации и привлечения внимания максимально широкой заинтересованной публики, является не внешняя техничность и не идеологическая направленность, но сумма неких внутренних качеств. То есть ловко подобранный калейдоскоп образов, даже четко рассчитанная интонация, уж не говоря о виртуозной ритмике и рифмовке – это слабые, негодные критерии. Во-первых, что здесь «хорошее» и что «плохое»? В одном поэтическом пространстве прекрасно уживаются Ахматова и Вагинов, Пригов и Рубцов, которые писали, исходя из совершенно разных, а иногда и диаметрально противоположных литературных критериев. Во-вторых, всему этому, внешнему, можно научиться, имея известные способности. Научат писать хоть под Бродского, хоть под Всеволода Некрасова – учителей и школ довольно (даже слишком). Все не то.

Но что же стоит ценить «внутри» стиха? Например, его сущностное предназначение. Ведь подлинная поэзия это не самовыражение, не средство сведения счетов с врагами внутри цеха, политическими противниками, с судьбой-злодейкой и прочим. Даже не честное отражение происходящего (для этого лучше подходят другие виды литературы). Поэзия есть способ познания мира в его сиюминутной, преходящей ипостаси – и одновременно мира, обращенного в Большое Время, в Вечность. И – вместе с тем способ познания самого себя как неотъемлемой и уникальной части этого мира.

Вот какие стихи нам нужны. А написаны они могут быть хоть гекзаметром, хоть панковским верлибром, в нашем языке хватит ресурсов на оформление любой поэтической сути, была бы она подлинной!

Михаил Гундарин – поэт, прозаик, редактор. Живёт в Москве.