Журнал поэзии
«Плавучий мост»
№ 3-2014

Екатерина Али

Стихотворения
Стихи

Родилась в Москве в 1986 году. Выпускница Литературного института им. А. М. Горького. Автор и ведущая семинара по развитию творческого начала «Двери восприятия». Публиковалась в альманахах «Гвидеон» (№3, №8), «Тверской бульвар 25», на портале «Полутона», «Новая литературная карта России» и др. Живёт в Москве.

Екатерина Али пишет стихи, в которых явно присутствует тенденция преображения мира. Отсюда ее внимание к Востоку, к его мудрецам, отсюда ее поездки в Индию, воспринятую как колыбель мудрости и дверь к основному миру, к основной реальности, находящейся в чистом пространстве, расположенном поверх озабоченных «игр разума». Стихи Али напоминают порой поэтику туземного примитива, заворожившего Европу в прошлом веке и так и не отпустившего внимания музыкантов, архитекторов и писателей. Колтрейн, Пикассо, Аполлинер – все они почувствовали новые возможности в «несовершенном» искусстве дальних стран. Другое дело, что сейчас и оно стало некоторой «цифрой» или знаком в реестре современных арт-ценностей и замерло под мертвыми лучами систематизирующих глаз арт-менеджеров и критиков, а также на страницах выверенной трендами пост-поэзии.
Но возможности примитива, апеллирующего не к интеллекту с его суховатыми играми, а ко всем внутренним этажам человека – от эмоционального, до телесного и духовного – способны обладать свойством толчка, вынуждающего тебя невольно переступить некую невидимую линию, проведенную стандартным сознанием, и вытолкнуть туда, куда обычно не ступаешь, путешествуя по книгам, рекомендованным к чтению обзорами и литературными журналами. Думаю, что такой толчок – предвестник и симптом самых интересных и неожиданных событий, которые с нами случаются. Причем любое магическое событие, обратите внимание, начинается внутри человека и внутри же заканчивается. В сердце, разуме, душе.
Первое стихотворение Али «Рыб читай», которое меня порадо –
вало, как раз обладало этой толчковой природой. От него стало легче дышать, от него шла энергия поэтической вещи, в которой рыбы природы и рыба речи объединились – вектор обратный основной тенденции современной поэзии, уже почти полвека пробующей свои силы в растягивании размера дистанции между означаемым и означающим.
У Али есть туземный вкус к вещи, равной слову. Возможно, она не всегда умеет справляться с некоторыми особенностями формы своих стихов, но ее творческий рост стремителен и несомненен. Возможно, ей пригодилась бы позиция сдержанности, позволяющая самой форме расти как дерево без активных вмешательства автора, как это уже произошло в лучших ее вещах. Многое из того, чем ее стихи меня трогают, находится в самом начале развития. Фокус ее эстетики все еще может блуждать, уходя на поля, проваливаясь как наст.
Синтаксис стихотворений Али прост, ему незачем усложняться, как незачем усложняться отношениям между деревом и ветром. И все же примитив этот обладает изощренными возможностями мирового мерцания. И вот почему. Простая вещь состоит не из самой себя. Простая вещь обладает магической способностью состоять из всего остального мира. В силу этого в простой вещи, дереве, например, переливаются земля и солнце, человек и ветер, источники и облака, звезды и то, что эти звезды породило. Голографический мир родился задолго до открытия голографии. О нем всегда знали «дикари», дети и поэты.
Они живы в нас. Играть в них нельзя, но можно осмелиться не дать им уйти и замолкнуть.

Андрей Тавров

Половодье небес

В море тысяча древних птиц
Выкрикивает имена всех аватаров
Ночью превращаясь в свеченье
Оранжевое голубое

Холмы уходят в нить горизонтов
Сияющие лики
Смотрят на нас из воды
Птицы вылетают из их груди
Идёт обратный отсчёт

Птицы взрывают водную гладь
Прорывают крыльями поверхность воды
Аватары крестят птицами наши рты

Настаёт день половодья

*
Пока земля говорит с нами
И небо не выбирает — камень или камень
Плита жёлтого равновесия
Призрачного, но существующего единства
Между нами рождает единую мысль

Пока один человек
Понимает мои слова, я буду выговаривать их
Буду старательней произносить
Пока мир превращается в бульдога
Пока акула и нога двигаются в одном направлении
Я переживаю падение Бога
И всего мира растворение

В одном большом забвении
Мы переходим из точки в точку
И смотрим на бульдога как на Бога
Пока нога рождает мысль
Мы думаем в одном направлении
Призрачного растворения

Земля переживает падение жёлтой плиты
Равновесие акулы
Равновесие акулы
Камень или мысль?
Между нами я переживаю
Падение Бога

Один человек рождает небо
Пока мир понимает мои слова
Призрачное растворение
Призрачного бульдога
В призрачном Боге
Сквозь призрачные слова

Стихи, которые можно слушать после пробуждения

Стих видел рай и ад,
Говорил с посохом дождя,
Стих укладывал ноги в потёртые сандалии;
Каждый раз переходил
С поля рисового на маковые поля;
Стих собирал молитвы с небес,
Гор, рек и морей,
Стих славил и знал рождение;
Стих ничего никогда не говорил —
Он оставался светом в борозде,
Колосом в рукавице, огнём в костре,
Дыханием ног, движением живота.

*
Это дерево с головой пса
С головой ладьи, рыбака, с головой осы
Рядом с полем, по которому простирается река
Эта картина ковра миллион лет назад
Этот взгляд
Эти движения – всё это было тогда у моста
Сейчас ты внутри
В другом теле и с другим лицом
Ты в ладье головой
Ты общаешься с рыбаком
Я здесь внутри дерева
Роняю слова
Передо мной голова пса
Я смотрю на дерево с головой рыбака
Миллион лет назад движенье осы
С головой ладьи

Эта панорама магнетически проста
Успокоенное дерево
Картина ковра

Число леопард

Володе Сергееву

Ты равнина, в которой запечатан ангел
С золотым горном
И головой орла;
Ты идёшь, запрокинув голову,
Собирая ртом слова,
Статичные знаки
Энергии циклической,
Непомерной, живой;
Ты приходишь в дом —
В точку между собором и собой;
Собираешь бруснику,
Разговариваешь с числами —
Выискиваешь
Геометрически точную раму для мира,
Но, разрушая любую последующую,
Восставляешь храм в своём сердце,
И ниоткуда доносится мирра,
И число леопард превращается в лебедя.

*
Воздух заставлял оживать мёртвых и даже мёртвую воду

Говорил с мудрецами
Чистил битникам сапоги
Воздух впитывал рыб
Отравлял дорогу грешникам
Превращал буквы в столы

Воздух накормил отшельника
Был свидетелем грозы и цунами
Становился ветром в поле
Священным сандалом

Восставал в твоих лёгких
Каждый раз
Когда наступала смерть

Когда можно было лететь
Воздух оставлял тебя здесь

Чтобы ты оживлял мёртвых и даже мёртвую воду

*
Думала, знаю его лицо;
Очертания похожи на кусты,
На мягкие полосы в небесах,
На стук черешни,
На звук цикад;
Думала, знаю о его белизне,
Его крестах, снопах;
Думала, знаю о тишине,
О великих таинственных реках,
О рыбах и рыболовах,
Знала, что знаю;

Думала о птицах в его бороде,
Знаю о вихрях и всех его кутежах,
Думала, знаю, что я его прах,
Думала — знаю, думала — знаю

Думала

Но его бормотанье восстаёт против всех слов,
Против всех поэтов,
Восстаёт в груди и говорит: «Иди!»
Оно говорит: «Буди!
Говори с соколом,
Говори с травой,
Говори с любовью —
Вечно.

Только не говори со мной,
Ибо имя моё бесконечно».

Герой

Зелёная полоса вечности
Переходит в горный хребет
На полосе сидит герой
Герой есть, но героя нет

Остановившееся слово
Смотрит в глаза
Зелёная полоса вечности
Переходит в закат

Слова падают
Но герой сидит на полосе
Одинаково —
Нет героя или герой везде