Журнал поэзии
«Плавучий мост»
№ 1(5)-2015
Вера Чижевская
В ритме паузы
Стихи
Об авторе: Вера Чижевская с 1967 г. живёт в городе Обнинске Калужской области.
Долгое время служила в городской газете «Обнинск» секретарём-референтом, где попутно вела ежемесячную поэтическую страницу «Шестое чувство», работая с молодыми авторами, при этом пропагандируя свободный стих – верлибр. Начиная с 1989 г. – постоянная участница ежегодных фестивалей верлибра. Опубликована в «Антологии русского верлибра», журнале «Крещатик»» и многих других изданиях российских городов.
Член Союза писателей России. Автор 11 книг поэзии и прозы.
Первая публикация – альманах «День поэзии», 1986. Первая поэтическая книга – «Чеканка», 1990; последняя – «В ритме паузы», 2015.
«Случайность, или нет, но в известных «наукоградах» раньше прочих мест появились ревнители свбодного стиха: в новосибирском Академгородке – Владимир Захаров, всемирно известный физик, в Черноголовке ученый-химик Михаил Фадеев, в Обнинске не без стараний Веры Чижевской появилась целая школа верлибра: Наталья Никулина, Эльвира Частикова, и признающий ее своим учителем Евгений М’Арт.
Вера Чижевская использовала творчески опыт Геннадия Алексеева, Владимира Бурича, Арво Метса. У нее есть свой, доверительный и дружелюбный образ автора, выраженный в спокойной, но достаточно напряженной разговорной интонации».
Зачатки буддизма
Чужая жизнь порхает бабочкой
вокруг да около:
коснётся моей руки,
опустится на плечо,
или просто мельтешит перед глазами!
Мешает невероятно!
Чего проще,
взять и прогнать её!
Но – неловко и неучтиво – жалею…
Остаётся только радоваться,
что чужая жизнь похожа на бабочку,
а не на слона или аллигатора.
2013
Чёрное молоко
эта музыка прямо в кровь мою».
…………….Б. Окуджава
Ни одного шага вперёд!
Иначе окажешься
на краю пропасти
в Прошлое.
Оно
манит своей зыбкой глубиной
и глухой заброшенностью.
Что там было?
Когда было?
И было ли вообще?
В пропасти Прошлого
темнота
шевелится, вздувается, вскипает
чёрным молоком воспоминаний.
Оно
заливает тёмной пеной
Будущее,
которое прячется
то как ребёнок от взрослого,
то как взрослый от ребёнка.
«Пытайся разглядеть! Ищи!» –
требует Прошлое.
Но я, стоя на краю,
не делаю ни шагу –
боюсь провалиться
в Прошлое…
2014
Ходят вокруг да около
было очень усталое лицо».
«В музее» Г. Алексеев
Младенец стремится выйти из рамы.
Протягиваю мальчику молоток и гвоздик:
– Забей, – говорю, – куда-нибудь,
а то, наверное, скучно ничего не делать?
Младенец не понимает
и смотрит на мадонну.
Предлагаю мадонне нитки, иголку и пуговицу:
– Когда ребёнок уснёт,
пришейте куда-нибудь эту красивую пуговицу.
Мадонна отводит взгляд от сыночка
и с удивлением шепчет:
– Вы что, не видите,
мы же нарисованные!..
Тогда я вхожу в раму,
сажусь рядышком и сижу,
пока не позовут домашние.
– Выходи, – говорят, –
пора делом заняться.
Выхожу и принимаюсь за дело,
а домашние ходят вокруг да около
и поражаются
моему сбивчивому дыханию.
Не догадываются, что я
всё ещё стараюсь дышать в унисон
сначала с мадонной,
а потом с её младенцем…
2014
Попытка ответа на основной вопрос
Материя и Сознание
не знают своих родителей.
Но кто-то сказал им, что они – близнецы,
хотя не уточнили, кто родился раньше.
И потому между ними длится
вечный спор о первородстве.
Зависимость друг от друга очевидна:
нет Материи – нет Сознания,
и как бы выглядела Материя без Сознания?
Сознанию стало легче жить,
когда у него обнаружили Подсознание:
возникла прекрасная возможность
приписывать Подсознанию
свои неудачи и оплошности.
Но потом появилось Бессознательное,
которое обожает сочинять
невероятные сновидения
и порой так пугает Сознание,
что оно вынуждено
хвататься за Материю.
Призвать к порядку Бессознательное
пока никому не удаётся.
И мне каждый день приходится
подключать сознание на пару с подсознанием
и ждать очередного подвоха
от бессознательного.
…Материя помалкивает,
но не упускает случая показать Сознанию
свою материальность.
И тут поневоле задумаешься,
кому принадлежит
первенство рождения?
2012
Молчание камней
Чего же ты ждёшь, Иисус,
среди этих камней?
Ученики уснули в Гефсиманском саду
и только один из них,
опомнившись,
сделает жалкую попытку
доказать свою преданность.
Иуда уже приготовился к прыжку,
чтобы укусить
приласкавшую его руку
И твой Отец не собирается
проносить мимо
чашу свою…
Что ж ты молчишь, Иисус?
Ты забыл, что камни умеют говорить?
Поговори с ними!
Или это труднее,
чем превращать воду в вино
и воскрешать из мёртвых?
Поговори!
Пусть хотя бы камням станет легче…
2013
Голый смысл
К Поэтическому Тексту
неожиданно пришёл в гости
Голый Смысл,
где уже сидели незнакомые ему
Форма и Содержание.
Недолго думая,
Форма предложила Смыслу
свободный тёплый свитер
и белую мягкую шапочку.
А Содержание готово было
отдать последнее
и решило взять Смысл
на содержание.
Так и живут вместе.
И хотя они часто ссорятся,
Содержание уже не может
обходиться без Смысла.
И если он вдруг опять
появляется голым,
на помощь приходит Форма
и они втроём отправляются
к гостеприимному Поэтическому Тексту.
2012
Чёрно-белый блиц
Когда надо ходить белыми,
хожу по-чёрному;
когда приходится играть чёрными,
любуюсь белым конём противника,
который умело берёт
все препятствия.
Блиц мне больше удаётся чёрными,
белыми – обречён на провал.
И рокировка не получается:
нетерпеливая ладья,
не дожидаясь семи футов под килем,
оказывается впереди упёртого короля,
тупо стоящего в своей клетке.
Пытаюсь сделать домашние заготовки:
но душа бредёт
по прошлой жизни «в шашечку»,
то и дело натыкаясь
на чёрные воспоминания.
– Научите жить играючи! –
прошу знакомого шахматиста.
– Горбатого могила исправит! –
смеётся он и уходит
играть с умелыми игроками.
2012
Скрипка оружейного мастера
ОН – был оружейным мастером
в партизанском отряде
(снова на фронт не пустила
контузия
от разорвавшейся фашистской бомбы).
ОНА – бежала с односельчанами
в тёмные глухие леса –
к партизанам –
от фашистов,
вломившихся в ЕЁ родную деревню.
…Когда в небе
НЕ ревели немецкие самолёты,
люди из землянок
заполняли паузы танцами –
длиной в короткую ночную лесную тишь –
под музыку скрипки,
на которой играл ОН –
советский солдат-партизан.
ОНА подошла и сказала:
– А я тоже
умею играть на скрипке…
на одной струне…
Молодые, красивые, полные надежд
шутили, веселились
и любили друг друга,
если над головой
НЕ ревели немецкие самолёты.
…Фашистов вышибли из деревни.
И в мире он и она
родили дочку и сына.
…ОНА умерла спустя три года
после войны.
ОН прожил ещё полвека.
После них остались
дети
и скрипка…
Я знала тебя,
старая скрипка, –
без струн, без смычка и футляра –
когда ты уже не могла
воспроизвести мелодию,
соединившую моих родителей…
2014
Вопрос на засыпку
Вы строили дом на речном песке –
его смыла река.
Вы строили дом на морском песке –
его снесло штормом.
И на песке пустыни вы строили дом –
его засыпали барханы.
А теперь вот – дом
на золотом песке.
Пересыпаете его
из ладони в ладонь,
даёте полюбоваться жене и детям…
Но почему-то гости боятся приходить к вам:
вы можете обвинить их в краже
золотого песка?
Соседская детвора не играет
с вашими детьми –
у них из карманов
сыплется золотой песок?
Дворовые собаки
обходят стороной вашего бульдога:
его спина золотится на солнце?
Я не виноват,
говорите вы, что существуют
бурные реки,
морские пучины
и злобные барханы.
Посмотрите, какой особенный мой дом
на золотом песке!
А золотой песок, говорю я,
всё прибывает и прибывает…
Не боитесь повторить ошибку
греческого царя Мидаса?
2011
Золотая рыбка
И корыто не разбитое,
и хоромы наши вполне подходящие,
и незачем старику что-то просить
у золотой рыбки:
всё есть,
ничего не надо.
А столбовое дворянство?
И его не надо –
я из шляхты
и этого вполне достаточно,
чтобы чувствовать себя комфортно
со своим стариком и золотой рыбкой.
Жаль только золотую рыбку,
которая погибает в аквариуме
от безделья.
2014
В ритме паузы
Всего лишь чёрточка,
такая маленькая малозаметная чёрточка
между датами рождения и смерти…
Иной раз каменотёс и высечь её забывает.
Подумаешь, чёрточка!
Это всего лишь пауза,
в которую длится
существование человека.
2013
Третий лишний
Пятилетний внук начинает песенку,
поёт не совсем правильно,
дедушка поправляет,
и оба слаженно поют в два голоса,
переливаясь друг в друга.
А я слушаю СОзвучие
двоих самых лучших мужчин на свете
и понимаю: моя третья партия
пока что лишняя.
2013
* * *
Мне кажется,
первой Песней была песня Радости.
Её спели птицы, наслаждаясь полётом.
Песню Печали придумал человек,
тоскуя по полёту.
1982