Журнал поэзии
«Плавучий мост»
№ 4(8)-2015
Гавриил Маркин
Стихотворения
Об авторе: Род. в 1987 г. в Москве, окончил Московский городской педагогический университет. Публикации в журналах и альманахах «Воздух», «Белый ворон», «Акцент-2» (под псевдонимом Никанор Беглых), «Новая реальность» и др. Стихи переводились на немецкий язык.
«Поэзия Гавриила Маркина – это поэзия точек зрения. Любой из “ландшафтов” Маркина подразумевает своего особого созерцателя, для которого странное и фантастическое не странно и не фантастично, а вырисовывается как фрагменты его собственного мира, подобие черепков вазы со знакомой росписью. Мы знаем, что такое “ландшафты души”, но у Маркина следуют друг за другом ландшафты разных душ, каждая из которых – маска, метафора поэта. Пейзаж закрепляется точкой зрения, не впускающей в него ничего лишнего, не служащего выражению, эстетическому эффекту».
* * *
На костре из ружейных прикладов
жарят бедро колониста;
осколок шифера в расщепе стрелы, солома;
новый палеолит.
Вслед за птицами сизого вечера –
беззвучный дикарь в подмосковной осоке,
значение татуировки:
«Завтра подорожает хлеб».
Из иранской поэзии
Не встревожит покойников
поступь растения,
и дождь наберётся
в выкопанные черепки;
там – поле, в котором растут
вазы из древнего Рея,
их разбивают мотыгами
тихие земледельцы.
* * *
На неспешном лугу, где цветы раскрывают крылья,
уездный врач набрал в шприц ручейной воды
и, уже найдя вену, застыл: из цилиндра
глядели глаза ундины;
вздрогнул ветр, на игле примостилась пчела;
словно павшая с солнца, желтела пыльца
на тропе, протоптанной прокажёнными
из плетёных сёл.
* * *
Давно и совсем уже белый
под дождями страны ливов лежал череп,
в одной глазнице жил уж, в другой – мышь,
сквозь неплотные швы
с балтийской росой сквозили улитки
и холод;
а по золотому небу
катили на колёсах нимбов
отцы-аскеты и отцы-учителя.
* * *
Ходил в народ, вернулся другим,
с обгоревшей шеей и следом
от мотыги на лице,
ещё не затянувшимся;
шла его двадцать
седьмая весна, и бутоны
раскрылись –
для крика.
* * *
Сентябрь: загадку задал
красный король белому королю,
и когда
тот даст первый неверный ответ –
листья кленового леса
покраснеют все разом,
на втором – опадут, а на третьем –
начнётся зима.
А пока мчатся по полю всадники
с яблоками на копьях.
* * *
Сжимается, не как страх, но как предчувствие,
апельсин, позабытый на неструганой столешнице,
когда внутри словно растут готические соборы,
вот-вот коснутся шпилями сердца…
На плечах у них быстрые ткани,
а глаза у обеих завязаны киноплёнкой –
у любви и у смерти Карла Токаря.
* * *
Уже не притворяясь спящей,
она смотрела
из трещины, пробежавшей от корней до кроны
(в прошлом году были сильные морозы);
раскрываются почки предвестия,
муха бьётся в паутине,
отрясая росу.
* * *
Движутся в дожде бесшумные
колесницы пророков, и живёт
простота несказанного
в осеннем доме.
Ветер, несущий листья рябины,
неузнаваем.
Польская элегия
Пика, унизанная листьями, гниющими плодами;
ветр в хоругвях короля Степана ~
стук клюва о кирасу
будит стражника.
Одуванчик
– Быть может, улитка
мнит себя морем, наползающим на сушу?
Так жили мы, остерегаясь
только режущих стрекозьих крыл, у облачного пруда,
и жёлтое солнце над нами
становилось белым,
и улетало
с ветром.
Облачный корабль
Только бог, что живёт в подгнившем,
облепленном осами персике, слышал,
как по днищу нашего челна скребут
мачты незатонувших судов,
он единственный знает в лицо
тех, кто махал нам с осеннего берега,
пока их не развеял ветер.
Зима; девушка ведёт на тонком поводке
крейсер вдоль побережья Осаки.
* * *
Благословенны руки того, кто седлает коня сентябрю,
зная, что конь сбросит всадника
и потащит, сминая крапиву;
флейта в глубине струящихся листьев
смеётся сквозь слёзы,
беззвучно кричат золотые костры.
* * *
Белые птицы с красными глазами
стучат когтями о латы,
всё ещё обороняющие тело,
почти истлевшее –
их спугнёт проснувшийся механизм,
завод которого, казалось, давно иссяк:
штифты попадут на пластины,
зазвучат ноты.
(Кружит ноябрьский снег,
три сосны в чёрном поле.)
* * *
Лист коснётся воды,
и подёрнется рябью
отраженье монарха,
превращённого в камень,
а по плоду, упавшему
в зубья короны,
поползёт пятно гнили –
это всё, что в движении.
Корабль-призрак
Пусть
тайны остаются тайнами;
изредка
я поднимаю веки и сверкаю
золотыми луидорами, вложенными в глазницы,
а штурвал корабля,
давно пропавшего,
нельзя выпускать из рук:
север распростёрт ни над чем.
* * *
Неведомой силой
город поднимается со дна –
из верхних окон
извергаются потоки воды,
рыбы бьются на крышах,
водоросли на флюгерах, –
лазоревый губернатор
глядит на мальков барракуды,
резвящихся в треуголке, и вспоминает
утраченную текучесть мира.
* * *
Прошелестел в тайных лугах,
словно бог, что крадёт детей в сумерках перед рассветом,
день в середине августа, жёлтый с просинью,
глазом сверкнув, и в траве
цвета бутылочного стекла подберёшь
его дымчатое перо – подписать кондотту
с чертополохом
и облаками.