Журнал поэзии
«Плавучий мост»
№ 2(26)-2020

Константин Комаров

Поэт­-изобретатель

Юрий Татаренко. Новости-бирск. Стихи 2018-2020 // Новосибирск: ООО «Манускрипт», 2020. – 124 с.

Поэзия является не только, как мы помним по Бродскому, «высшей формой существования языка», но и непревзойдённым инструментом исследования языка, обнаружения креативного, как принято говорить, языкового потенциала. Если вспомнить хлебниковское деление на «изобретателей» и «приобретателей», то Юрий Татаренко, конечно, относится к когорте поэтов-изобретателей. Склонность к языковой игре, каламбурам, созданию неологизмов – самая яркая, пожалуй, черта его поэтики. Вот и новый сборник, вобравший в себя шесть разнородных разделов, поименован неологизмом, совместившим в себе место проживания поэта и его журналистскую профессию – «Новости-бирск». Хватает остроумных словесных новаций, изощрённой игры смыслов, созвучий и внутри книги: «льдинозавры», «посентябри», «слаботоника», «замки замкадья», «нас будет слишком двое», «репка Баскервилей» и т.д.
Отрадно, однако, что Татаренко не заигрывается, не скатывается в пресловутый дурно понятый «постмодернизм», не бравирует своей языковой находчивостью и не низводит стихотворения до полигона для отработки блескучих каламбуров. Лирика для него – не довесок к игре, но игра – способ раскрытия лирического начала, собственно того, что и делает поэзию «томов премногих тяжелей».

Русская зима-2

Все вокруг наловчились выделывать разные штучки!
Будет нужно – жена на скаку остановит коня…
Я умею выманивать май из простой авторучки.
Падать молча снежинки научатся не у меня.
С виноградною косточкой в песне расстанется гений –
И темнеет в глазах, словно я заблудился в метель…
Кто безлунную ночь мне опишет – от слова «Тургенев»?
Про волнение сердца расскажет – от слова «Равель»?

Парадоксальность поэтического мышления Татаренко – не самоцель, а средство для реализации «сопряжения далековатых идей», как говорил классик. Языковые находки здесь, скорее, повод для детской радости, да и многие неологизмы и каламбуры напоминают детское словотворчество (примеры которого блестяще представлены, например, в книге Корнея Чуковского «От двух до пяти»). Но наряду с детским мироощущением, со стихийной радостью вбирания жизни во всей её хаотической неустроенности присутствует у Татаренко и метаинтонация зрелого элегизма, лирической маеты, неприкаянности, печали. На пересечении этих двух интонационных потоков – детского и зрелого – и формируется индивидуальный лирический голос Юрия Татаренко. Недаром так важен для него мотив дороги, путешествия, в котором как раз эти векторы и сходятся – перемещаясь в пространстве, лирический герой рефлексирует над впечатлениями без отрыва от их непосредственного накопления. Поэзия эта делает то, что, на мой взгляд, и должна делать поэзия – «сшивает» конкретику с абстракцией в единую динамичную ткань художественных образов.

Сумерки

Час какой, девятый?
Не кричи «ништяк»!
Всё равно, ребята,
Что-то, да не так…

Боли стали менее –
Денег на нуле!
Дёшевы пельмени
Только на луне…

Кто-то ест ризотто –
Прямо каждый день!..
Свет за горизонтом.
Каша на воде.

Счастья понемножку,
Но ведь – задарма!
Посадил картошку.
Выросла хурма.

Стихи Татаренко, при всём обилии исторических, литературных, общекультурных аллюзий – современны, насыщены реалиями сегодняшнего дня, в них упоминаются названия футбольных клубов, имена популярных исполнителей и пр. И отдельно радостно, что, будучи столь актуальны, стихи не сваливаются в голимую публицистику, в зарифмовывание всего, что видишь. Подсвечивая сиюминутное вечным, Татаренко, к счастью, преодолел профдеформацию, избежал соблазна впадения в «журналистскую» поэзию, ставшую сегодня новым вариантом «акынства». Ключевым для него остаётся вневременное переживание – смены времён года, встреч и расставаний – всего того «вороха», который и составляет жизнь, смысл которой придаёт поэзия.

Пятница

Я прилетел. И снова на два дня.
Но время ты ещё не засекала…
И вкусное в тарелке у меня,
И красное разлито по бокалам.

И покурить мы выйдем на балкон.
Как в прошлый раз, нас будет слишком двое.
И пригласительный в «Сатирикон»
Из пиджака вдруг выпорхнет на волю…

Полжизни пролетело в суете –
Но слава богу, что рассвет не скоро.
Мы говорим руками в темноте –
О том, что темы нет для разговора.

Юрий Татаренко пишет много, не стесняясь – и пишет в кайф. Это чувствуется и это радует. При такой производительности немудрено, что некоторые стихотворения выглядят в книге необязательными, остаются на уровне стихотворных упражнений для дружеского круга. Но основной массив – всё-таки самодостаточные стихотворения. Стихи Татаренко я читаю давно и с интересом – книга «Новости-бирск» в этом смысле исключением не стала. Как и предыдущая. Как, не сомневаюсь, не станет и следующая.

Примечание:
Константин Комаров, родился в 1988 г. Окончил УрФУ, кандидат филологических наук. Автор нескольких книг стихов и сборника литературно-критических статей «Быть при тексте». Член Союза российских писателей. Живет в Екатеринбурге.