Журнал поэзии
«Плавучий мост»
№ 2(26)-2020
Андрей Тавров
Разговор о Бродском
(Коротко о главном)
Вадим Месяц, Дядя Джо. Роман с Бродским, Русский Гулливер 2020
Это книга бесстыдна и нежна. Она скандальна, хотя бы тем, что икона Нобелевского лауреата Бродского выглядит совершенно иной на фоне разговоров с провинциальным поэтом, оказавшихся в Нью-йорке в начале 90-х.
Ее написал – не столичный житель. Это первая книга написанная о Бродском не из Санкт-Петербурга и не из Москвы. Месяц – человек из Сибири, с Урала, из Южной Каролины, Нью-Джерси и Нью-Йорка, Юты и Пенсильвании.
Книга изящная, дразнящая, неожиданная, вызывающая, словно бы написанная с обратной стороны привычного литературного правильно сделанного текста. Она вся глядится словно бы на просвет, в обратную сторону букв и слов. Призраки прекрасной юности в ней становятся живее нынешних живых, ибо величие их замыслов (Бродский, Неизвестный) не уходит со временем, а расцветает древом легенды. Девяностые годы продолжают манить, задавать вопросы и очаровывать новым отношением к слову, жизни и смерти, поскольку через них прошла линия тектонического разлома двух эпох, и, если «настоящий двадцатый век» начался в 1914, то третье тысячелетие бродило и выхлестывало свои первые побеги именно в 90-е, еще ждущие своего избранного биографа.
Жестковатая личность гениального Бродского на страницах книги приобретает в подаче героя-рассказчика некоторый неожиданно милый и даже трогательный отблеск. Герой же мемуарно-фантастической повести – человек, которого несет словно бы некоторая воздушная волна, сметающая перед ним все преграды и авторитеты, родствен персонажам Довлатова некоторой своей отстраненностью по отношению к «трагическому» или «невозможному» как категориям, равно, как и герою авантюрного «Симплициссимуса», романа, где явлен фантастический зверь Бальдандерс – существо, которое может превратиться во что угодно, а, значит, состоит из всего, что существует и не существует. Факт его незримого присутствия вызывает минеральный и смертоносный холодок в животе, непонятно откуда идущий – наверное, от сибирской и американской беспредельности, как задника для повествования.
Примечание:
Андрей Тавров – поэт, редактор. Живёт в Москве.