Журнал поэзии
«Плавучий мост»
№ 1(35)-2024

Мария Козлова

Конспект

Об авторе: Родилась в 1981 году в Москве. Окончила МГУ им. М.В. Ломоносова и Литературный институт им. А.М. Горького. Кандидат философских наук, доцент кафедры общественных наук Литературного института им. А. М. Горького.
Поэт, переводчик поэзии. Книга стихотворений «Стихи брату» (Москва, 2017 год). Стихи, эссе и рецензии публиковалась в альманахах литературной студии «Кипарисовый ларец» (2011, 2012), «День поэзии», в журналах «Новый мир», «Крещатик», «Знамя», «Сибирские огни», «Плавучий мост», в сетевых изданиях. Участвовала в переводческом семинаре Е.В. Витковского «Век перевода». Один из авторов стихотворных переводов П. Верлена («Проклятые поэты», М.: Эксмо, 2015) и Леконта де Лиля («Леконт де Лиль», М.: Водолей, 2016).
Редактор журнала «Плавучий мост» с 2023 г.

* * *
Дуб – дерево, а лебедь – птица.
Ах, нет, не лебедь, что ты, брось!
Журавль, может быть, синица –
И ту поймать не довелось.

А всё туда ж – надежда, вера…
«Давно замыслил я побег», –
На интервью интервьюеру
Сказал свободный человек.

Без жара, может быть, без пыла,
Зато о вечном, о святом.
Слова? – Их не было. – Что ж было?
– Златая цепь на дубе том.

* * *
На свете есть такая мода –
Не отличать добро от зла,
Раз так устроена природа,
Что ни добра она, ни зла.

А есть еще такое чтиво,
Как Достоевский и Толстой.
Есть доллар вместо корректива
Эпохи нашей непростой.

Из атавизмов – вера в чудо,
Подорожание рубля.
Любовь. Раскаянье Иуды
И с чёрной шёрсткой пуделя.

Конспект

На глубине, на дне сознанья,
Блеснул один неяркий луч –
Зашевелилось мирозданье,
И солнце вышло из-за туч.

«Определим себя научно», –
Раздался голос из-под глыб
(его приветствуют беззвучно
произошедшие от рыб)

Потом какую-то миногу
Схватил за жабры осьминог –
«Вы, – говорит, – убили Бога,
А значит, сами стали Бог».

Продолжим дальше по конспекту:
В песках прибрежной полосы
Разоблаченного субъекта
Нашли купальные трусы.

«Мы обрекли себя свободе», –
Заметил вскользь один француз
О человеческой природе
В кругу полипов и медуз.

* * *
Какой закат – и кровь, и лимфа,
За светом свет и мгла во мгле.
Поплачь, Офелия, о, нимфа,
О нас, живущих на земле.

О том, что есть, о том, что было,
О том, что будет, может быть,
Не воскресенье, так могила –
Святое право говорить.

Не вдохновение, не пенье,
Но этот трепет, этот страх –
В груди чуть слышное кипенье
Любви. И пена на губах.

* * *
Земле положено кружиться,
Дразниться бездне и зиять,
Слезам – истечь, дождю – пролиться,
И ничему не устоять.

И всё надеется на чудо –
И дуб, и камень, и звезда –
На то, что мы пришли оттуда
И нас опять возьмут туда.

И всё дрожит, и всё трепещет,
Как будто ветер поднялся –
Волна бежит, поёт и плещет,
Душа покачивается.

И снова ждёт до посиненья
Заветный этот ветерок
Тоски, отчаянья, сомненья,
И в нем – бессмертия залог.

* * *

………………..бульдогу Мише

В Москве от центра до окраин
Широкий времени разбег.
Там на столпе стоит Гагарин,
Железной воли человек.

А мы с тобой вчера из детской,
Из пустоты, из забытья,
С одной скамеечки советской
Декоративного литья.

Из космонавтов и матросов –
В мечтах бесплодных и пустых –
Из Д’Артаньянов и Атосов,
Из Достоевских и Толстых.

На огороде с лопухами
Из-под капустного листа,
Из книжки с русскими стихами,
Из веры Павла во Христа.

Из жизни суетной и мелкой,
Из сети нервов и желёз,
Из слёз над Белкой и над Стрелкой,
Впервые пролитых всерьёз.

* * *

……….Себя губя, себе противореча…

В несвоевременной России
Струится времени река.
Она как Райнера Марии
Нерукотворная строка.

Как Лорелеи лотерея
В краю поэтов и менял,
В имперском нашем эмпирее,
Куда Макар телят гонял.

Кто окунётся в эти воды,
С того смываются грехи.
Уходят под воду подводы –
В одной – хлеба, в другой – стихи.

Такие тут водовороты –
Что ни судьба, то вальса тур.
Один с листа читает ноты
Артиллеристских партитур,

Другой сидит себе на суше,
Изобразив глубокий тыл.
Ах нет, он Вагнера не слушал,
Он только Моцарта любил.

Его пример другим наука:
Он заглянул в пучину вод,
А там, на дне, такая скука –
Куда ни глянь, один народ.

Дают в Байройте контрамарки
На русский бунт и произвол,
И Ницше пишет без помарки:
«Надежда – худшее из зол».

А ты спроси у Нибелунга,
Кто «Годунова» написал.
Кто в Риге пил эспрессо лунго,
А кто отечество спасал.