Журнал поэзии
«Плавучий мост»
№ 4(42)-2025

Андрей Коровин

Запечатлеть вселенную

(Международный литературный Волошинский конкурс-2025)

Каждый новый Волошинский конкурс (а он, напомню, проходит уже 22-й год подряд, за исключением ковидного 2020-го года) приносит новые имена и заново раскрывает имена вроде бы уже знакомые.
Конкурс зарождался изначально как крымско-волошинское явление, мы хотели собрать стихи и прозу, посвящённые Волошину, Серебряному веку, Крыму и Коктебелю, написанные во времена постсоветского рассеяния и разбросанные по архивам авторов в разных странах мира. И авторы, живущие по всему миру – от Америки до Австралии – откликнулись, прислали свои стихи, прозу, воспоминания, фотографии о том, как счастливы они были в волошинском Коктебеле, в сказочном Крыму своих детства и молодости, рассказывали, как их тянет вернуться в любимые места. Волошинский фестиваль, который возник вслед за конкурсом, вернул в Коктебель многих легендарных авторов и привлёк новых, молодых, ещё не «пуганных» Волошиным и Коктебелем. На Волошинский фестиваль в Крым в разные годы приезжали Юрий Кублановский, Евгений Рейн, Бахыт Кенжеев, Алексей Цветков, Саша Соколов, Александр Тимофеевский, Кирилл Ковальджи, Константин Кедров, Анатолий Ким, Леонид Юзефович, Григорий Кружков, Ирина Ермакова, Юрий Казарин, Светлана Кекова и много, много других легендарных поэтов и писателей. Ещё больше приезжало молодёжи, взбудораженной Волошинским конкурсом.
Так конкурс стал точкой отсчёта Волошинского фестиваля, который уже 23 года путешествует по Крыму и России, переезжая из города в город, закидывая волошинский невод всё глубже и дальше. Ялта и Севастополь, Казань и Елабуга, Калининград и Светлогорск, Махачкала и Дербент – вот знаковые флажки на карте странствий фестиваля. В 2025 году Волошинский фестиваль впервые побывал в Сибири, в Красноярском крае, добрался не только до южных границ, где выращивают помидоры и арбузы – Минусинска и Шушенского, но и до Хакассии, от которой и до Монголии рукой подать.
Конкурс, как спираль, раскручивает фестиваль по России, в те города, авторы которых наиболее активно участвуют и побеждают в конкурсе. В 2025 году в нашей традиционной номинации «При жизни быть не книгой, а тетрадкой…» (рукопись поэтической книги), победил уже знакомый читателям литературных журналов, в том числе читателям ПМ, поэт из Воронежа Василий Нацентов с рукописью книги «Хорольская балка». Дипломантами в этой номинации стали Мария Агеева (Нижний Новгород) с рукописью книги «Песенки и потешки московских предместий», Мария Затонская (г. Саров Нижегородской обл.) с рукописью «Свидетель», Мария Знобищева (Тамбов) с проектом книги «Зиму зимовать», Кристина Кармалита (Новосибирск) с рукописью книги «По безбрежной Тартарии» и Марина Марьяшина (Москва) с рукописью «Обратная связь», а также Ирина Кадочникова (Ижевск) с проектом книги «Дальше нашего леса» – её подборка была опубликована в предыдущем номере ПМ. Также в финал этой номинации вошли новые для нас авторы Дмитрий Бобылев (г. Мурино Ленинградской обл.), Эдуард Коридоров (Москва) и Дмитрий Терентьев (Нижний Новгород).
Вот такой блок победителей и финалистов Волошинского конкурса мне хотелось бы представить сегодня читателям «Плавучего Моста». У авторов разный творческий и жизненный опыт, разные способы говорения с читателем, разные авторские манеры письма. Но всех их объединяет не только наш конкурс, но и то, что они фиксируют собственным поэтическим языком самую сложную и быстротекущую материю – время.

Душа! – её одиночный гул –
рёв оленя в осенней чаще.
В центре леса поставлен стул:
что я вижу, на нём сидящий?

– вопрошает Василий Нацентов.

вечер, комната, человек в подтяжках,
к окну вплотную приближается собачий вой,
при входе в комнату приколочена растяжка –
красным фломастером написано: я с тобой!

– отвечает ему Мария Агеева.

Мы поедем с тобою на Ц и на Ч,
мы Алтайские горы набьём на плече,
поглядим из железной коробки,
как живут забайкальские сопки…

– вторит Королю поэтов Александру Ерёменко Кристина Кармалита.

за отнятую музыку мою,
за ливней шум над городом барачным
об отчима бутылку расколю
за то, что материнский схрон потрачен…

– проговаривается Марина Марьяшина.

Опустевшие гнёзда качаются
В чёрных кронах, в холодных садах.
Говорят, что любовь не кончается –
Бродит в людях, как ток в проводах…

– утверждает Мария Знобищева.

это здесь в каталоге живых существ
среди прочих бабочек лиственниц верениц
так вот сидеть и дышать призывая что-то
чему и названья нет и слово запрещено

– медитирует Мария Затонская.

Здесь солнце летом очень горячо,
Тяжелый шмель в березе сладил скит.
А вечерами на тройной крючок
Цепляют звезды с неба рыбаки…

– отзывается Дмитрий Бобылев.

Ночь пройдёт, день пройдёт –
ничего не пройдёт,
Все начнётся сначала.
Запасайся бессмертьем на вечность вперёд,
Чтоб душа зазвучала…

– призывает нас Эдуард Коридоров.

Наши земляные имена
водные запомнят письмена,
предадут корням. Пройдут мирами
новыми, спокойны и легки,
в междуречье Волги и Оки,
где и мы когда-то умирали.

– подводит логический итог Дмитрий Терентьев.

Казалось бы такие разные, поэты всегда говорят об одном и том же –
о смерти и о любви. Только любовь и грядущий финал жизни движут судьбами и строками. А душа прорастает в пространстве стиха, наполняя образы и метафоры своим опытом и прозрением. Поэзия – это древо, на котором рождаются цветы и плоды поэзии разных людей, разных народов. Из этих разных поэтик, смыслов и строк ткётся один большой всемирный текст о вселенной, которая неподвластна нашему понимаю, но тем больше манит нас понять себя и запечатлеть.

Примечание:
Андрей Коровин – поэт, прозаик, руководитель Международного литературного Волошинского конкурса.